| ||||||
Оригиналъ, снабженныя авторской разметкой разсположен на сайте "Сетевой журнал БЛИН". Копию для публикации предоставил Константин Ильвес. Едем в Эстонию (продолжение2).© Константин Ильвес Ахтме ТаллиннВместо воспетой социалистической прохлады утро встретило нас вполне капиталистическим каминным теплом. В компенсацию, правда, подарив радостные детские вопли. Однако сейчас это было только на руку, так как звук «мобильного» будильника мне никогда особенно не нравился. Наскоро позавтракав и покидав минимальный дорожный набор в багажник, наш экипаж принялся активно наматывать эстонские километры на российские колеса. В этот раз, правда, мы выступали в расширенном составе: четверку дополнил мой отец, свободно ориентирующийся в таллиннских улицах. В принципе, карту города я в свое время внимательно изучил, да и негде там особенно плутать, если уж начистоту, однако была во всем маленькая тонкость, о которой речь пойдет впереди. Путешествовать по эстонским дорогам это сплошное удовольствие, даже в столь капризное осеннее время. Поэтому следующие два часа я просто поглядывал на спидометр и изредка поворачивал рулевое колесо. То есть не занимался ничем из того, что приходится делать в России, когда смещаешься хотя бы на пять метров в сторону от основной трассы. Однако подвергать вас подобному испытанию скукой совершенно не входит в мои планы, в связи с чем я займу ваше время рассказом об особенностях автомобилизма в Эстонии. Все четыре колесаПервое, что бросается в глаза это необходимость передвигаться даже в светлое время суток с включенным ближним светом фар. И зимой, и летом. И в зной, и в стужу. Короче говоря, всегда. Причем за нарушение этого правила штрафуют, и весьма чувствительно. Следующим небольшим отличием является скоростной режим в населенных пунктах. И упаси вас Господь перебрать положенные пятьдесят километров в час. Заметят накажут. То же относится и к внегородскому лимиту «девяносто». Однако это далеко не самое главное. Основная фишка заключается в необходимости пропускать пешеходов на переходах не только в тот момент, когда они вступили на проезжую часть, но и когда они просто подошли к нему. Воспитанному на питерских традициях передвижения, мне приходилось заметно напрягаться, дабы не пропустить заветный синий знак. Так как оставлять в лапах полицейского половину наличных средств мне не Клиничность ситуации заключается в том, что переходы остались еще со старых, советских времен. Поэтому расположены они через каждые полсотни метров, да еще и в самых непредсказуемых местах. Например, сразу за поворотом на девяносто градусов (ведущий останавливается, следующий въезжает ему в зад). Или в пяти метрах от оживленного перекрестка (первая машина пропускает пешеходов, вторая подставляет бок перпендикулярному транспорту). Хотя это лишь половина «клиники». Вторая же часть содержит в себе условность трактовки дорожной ситуации. Даже если пешеход весь обмахается, предлагая проехать, вас всё равно могут оштрафовать за то, что вы его не пропустили. Всё зависит от процента выполнения плана по сбору штрафов. Так что лучше тупо стоять и дожидаться, пока доброжелатель не закончит размахивать руками и не перейдет на другую сторону. Один раз пришлось остановиться и смотреть, как бабка держится за столб рядом с переходом. Хватило меня секунд на сорок, после чего я для порядка пару раз рявкнул двигателем и двинулся дальше. К счастью, никто этого не видел. Хотя, Надеюсь, теперь вы понимаете, почему я не хотел исследовать движение по полосам в Таллинне и таблицу штрафов за пересечение сплошных линий, а предпочел взять с собой попутчика. Да и веселее оно, Впрочем, если вы полагаете, что в Эстонии все белые и пушистые, то вы сильно заблуждаетесь. Гоняют так, что только дым от колес валит. Несмотря на то, что встречные не горят желанием подмигнуть фарами, информируя о засаде. Однако Да, чуть не забыл. Каждая машина в Эстонии имеет два техпаспорта: один с собой, второй дома, на всякий случай. Поэтому на огороженных платных стоянках принято оставлять техпаспорт у дежурного. На вопрос «Зачем?», был ответ, что «Это для того, чтобы полиция не обвиняла в хранении угнанных машин». Мое предположение, что со стоянки, таким образом, машину можно увести со всеми необходимыми документами, вызвало недоуменный взгляд. Буржуи. СтолицаВ Таллинне можно совершенно спокойно провести целый день. Или два. Или неделю. Больше, пожалуй, вряд ли, а вот неделю запросто. Но ни туман над городом, ни короткий световой день не предполагали столь продолжительного визита. Поэтому я на глазок зарезервировал четыре часа, и, препоручив стального коня охраннику (шесть крон в час), присоединился к шествию в Старый Город. Кстати, цена на стоянку напрямую зависит от близости к центру. Спустя три минуты мы проходили мимо другой площадки, где увидели ценник
Пока мы шли, я внимательно оглядывался по сторонам в поисках Между тем таблички, исчезнув на некоторое время из поля зрения, снова в изобилии появились на улицах Старого Города. Причем чем ближе к зданию Правительства Эстонской Республики, расположенному на верхушке холма Тоомпеа, тем чаще оранжевые предупреждения нам попадались. Возможно, эти вещи
Другой странностью, обратившей на себя мое внимание, было полное пренебрежение жителей свисающими с крыш сосульками и падающими оттуда же солидными порциями снега. Один раз снеговая «плюха» пролетела буквально в паре сантиметров от моей головы. Да и то лишь потому, что я вовремя дернулся в сторону. Пришлось втоптать мерзкие кристаллы в мостовую. Но не все были столь удачливыми. Некий лысоватый и жизнерадостный турист, увлекшись кручением в руках гигантской рекламной ложки, получил с двадцатиметровой высоты зимний привет по голове. Хотя, судя по реакции, вреда ему этот гостинец не причинил. Наверное, как сформулировал один мой знакомый, «этот тот самый случай, когда будет либо так же, либо лучше». Однако снег снегом, а город смотреть нужно. И мы, в полном соответствии с планами, заглянули в величественный Домский Собор, где послушали орган и двенадцатичасовой бой курантов, поглазели на подернутую дымкой панораму и попытались разглядеть триколор национального флага на верхушке Длинного Германа.
Отступив от хода повествования, замечу, что Таллинн, как и любой город с тысячелетней историей, оброс определенным количеством легенд и преданий. Пересказывать их здесь было бы не совсем правильно, да и знаю я далеко не всё, а лишь десяток историй подлиннее, да примерно столько же баек покороче. Кроме того, любая история хороша к месту, в данном случае к месту в физическом понимании этого слова, а передать ауру старых улочек у меня явно не хватит писательского мастерства. Поэтому я просто ограничусь упоминанием нескольких мест, которые лежат чуть в стороне от типовых маршрутов прогуливающихся туристов. В первую очередь, обязательно посетите музей истории города. Небольшая, но с отменным вкусом сделанная экспозиция содержит в себе детали, интересные и детям, и взрослым. Например, фанерные фигуры средневековых горожан, которые можно заставить двигаться, дергая за веревочки. Я, например, с удовольствием отлупил розгами нерадивого ребенка с помощью отзывчивого монаха, а после поклянчил немного монеток у жены, взяв под контроль уличного попрошайку. Кроме этих, безусловно, полезных изобретений, музей обладает витриной, вызвавшей во мне неподдельную тоску по детству. За стеклом, любовно собранные, были разложены игрушки, карандаши, мелкие домашние безделицы и сигареты «Румба». Всё, как тогда... И слезы умиления навернулись на мои глаза. Кстати, у музея есть и другая экспозиция, расположенная во дворе бывшего доминиканского монастыря. Не поленитесь найти на карте этот двор внутри можно обнаружить большое количество каменных свидетелей пролетевших веков. А проходя мимо аптеки на Ратушной площади, примите во внимание тот факт, что именно здесь был впервые изготовлен марципан несравненное лакомство, не слишком известное в российских пределах. Ученик аптекаря, сотворивший данное чудо, настолько разбогател, что смог позволить себе трах... Простите. Смог позволить себе жениться на дочери бургомистра. В Средние Века ценили полезные изобретения. Если же говорить о вещах, демонстрируемых всем и каждому, то на шпиле Ратуши... Впрочем, пора останавливаться. Лучше вам ...Отведенные на прогулку четыре часа истекали. Пора было возвращаться на стоянку и трогаться в путь. Тем более что на обратном пути я хотел посетить еще одно место. ЙыэляхтмеВыбрались мы из Таллинна без особенных приключений. Если не считать, конечно же, того, что повернули немного раньше, чем следовало, и в результате столкнулись с перспективой сделать кружок километра в три. Пришлось вспомнить некоторые навыки и пересечь Тем временем заметно смеркалось. Хорошо еще, что намеченная остановка была в двадцати минутах езды. Я понимаю, что следует пояснить причину, по которой я стремился в место с непроизносимым для русскоязычного человека названием (вам еще повезло, что я не привожу истинное написание). Что ж, не буду ходить вокруг да около: именно там, в десяти метрах от трассы, расположено самое старое известное захоронение на территории Эстонии. Обнаружено оно было совершенно случайно, когда бульдозер распахивал пашню для прокладки новой дороги. К счастью, нашлись толковые люди, которые сообразили что к чему, и поэтому раскопки были проведены силами специалистов, а не дизельной техники. Правда, каменные круги пришлось перенести немного южнее, но хоть не закатали их в асфальт. Теперь в Йыэляхтме крошечный в две комнатки музей, где нам с большим удовольствием устроили слайд-шоу и коротенькую экскурсию на эстонском языке. Однако всё было настолько элементарно, что даже я не был озадачен. Самым большим разочарованием оказалось то, что каменные круги захоронений скрывал снег. На фотографиях видны Назад в АхтмеВероятно, это будет самая короткая часть в повествовании. Ехали мы без остановок, но, несмотря на все мои усилия, последний час пришлось двигаться в полной темноте. К приезду я вымотался, как собака, и нашел в себе силы лишь повозиться с полетевшей лампой поворотника и усмехнуться утренним планам взобраться на террикон, чтобы посмотреть на ночной город с высоты сорока метров. Планка, сниженная в сто раз, гораздо лучше отражала реальность. Да и неосвещенный потолок был << ещё о поездке в Эстонию >> наверх |